Из книги:Шри Ауробиндо. Мать.Психическое существо.





Сам внешний облик ничего не значит;
Обманывает форма, личность только маска:
Божественные силы в человеке скрыты глубоко.
Волнами быстротечных лет его корабль хрупкий
Несет таинственного Незнакомца.
Дух этот - сам Божественный огонь,
Великолепия сверкающая искра,
Искусный мастер красоты и счастья,
Бессмертный, скрытый смертной нищетой;
Форм Бесконечного ваятель мудрый,
Свидетель неизвестный и незримый,
Мистерий необъявленных творец,
Несущий в крошечном зародыше своем великий замысел вселенной.
И движимый безмолвной силой тайной Мысли,
Определяющей размер и действия его,
Из жизни в жизнь идет он, возвышаясь,
Меняя постоянно облик свой,
Который как икона расцветает
Под мастерской рукой творца
И предвещает в личности презренной рождение и царство Божества.

Шри Ауробиндо Savitri, Book 1, Canto 3
Что подразумевается под психическим существом
Я называю психическим сокровенное душевное существо и его природу. Не в таком значении пользуются этим словом в разговорном языке, употребляя его в другом, менее определенном и широком смысле, включая в него самые разные понятия; при этом недооценивается истинная природа души. Психическими окрестили все явления ненормального, сверхнормального или оккультного характера; если у человека проявляется двойственность личности, если какие-то части витальной оболочки или мысле-форма умирающего человека появляются в комнате его друга, если полтергейст поднимает в доме невиданный кавардак - все это расценивается как психические явления и считается подходящим объектом для психического исследования, хотя подобные вещи не имеют ни малейшего отношения к психическому. Даже в самой Йоге многое из того, что является просто оккультным, относится к невидимым глазом явлениям - витального или ментального, либо тонкого физического плана, видения, символы, зачастую иллюзорные и призрачные и принадлежащие совершенно другой сфере, находящейся между душой и ее поверхностными инструментами, - весь xaос промежуточной зоны классифицируется как психическое и считается низшей и сомнительной областью духовного раскрытия. Кроме того, постоянно путают ментализированное желание-душу, являющуюся порождением витального побуждения человека, его жизненной силы, ищущей своего исполнения, и истинную душу, являющуюся искрой Божественного Огня, частью Божественного. Поскольку душа, психическое существо использует разум, витальное и тело в качестве инструментов для роста, развития и приобретения опыта, сама она начинает казаться некой амальгамой или субстратом разума и жизни. Но если в Йоге мы примем всю эту хаотическую массу за вещество души и ее движение, то попадем в такую неразбериху, из которой никогда не выберемся. Все это относится только к внешним покровам души; душа сама по себе - это внутренняя божественность, превосходящая разум, жизнь или тело, то есть то, что может избавиться от темноты своих же инструментов и сразу же установить прямой контакт с Божественным, с "истинным я" и духом.
Шри Ауробиндо
В йоге под психическим понимается элемент души в природе, чистая "психея" или божественный центр, расположенный за разумом, жизнью и телом (не эго). Однако мы лишь смутно осознаем этот центр. Это - часть Божественного; она не изменяется от жизни к жизни и лишь приобретает жизненный опыт через свои внешние инструменты. По мере накопления опыта эта часть Божественного проявляет развивающуюся психическую индивидуальность, которая всегда настойчиво утверждает добро, истину и прекрасное, и в конечном счете становится готовой и достаточно сильной для обращения природы к Божественному. Тогда психическое существо сможет полностью выступить вперед, прорываясь сквозь ментальный, витальный и физический покровы, сможет управлять инстинктами и преобразовывать природу.

Природа перестанет навязывать себя душе, а душа, Пуруша, установит свою власть над природой.
Шри Ауробиндо
Люди не понимают, что я подразумеваю под психическим существом, поскольку слово "психическое" использовалось для обозначения любых проявлений внутреннего ментального, внутреннего витального или внутреннего физического, либо чего-либо ненормального или оккультного, либо даже для обозначения более тонких движений внешнего существа; оккультные явления также часто называют психическими. И нет отчетливого понимания различия между этими составляющими частями человеческого существа. Даже в Индии было утрачено древнее знание Упанишад, делающее между ними различие. Дживатман, психическое существо (Пуруша Антаратман), Маномайя Пуруша, Пранамайя Пуруша - все смешано вместе.

Шри Ауробиндо
Наше психическое - это то, что приходит прямо из Божественного и непосредственно с ним связано. По своему происхождению психическое-это ядро, насыщенное божественными возможностями, поддерживающее низшее тройное проявление разума, жизни и тела. Этот божественный элемент присущ всем живым существам, но остается скрытым за обычным сознанием и поначалу не развит; даже когда он развит, то не всегда находится на переднем плане; он выражает себя настолько, насколько ему позволяет несовершенство его инструментов, выражает себя через них и скован их ограничениями. Его сознание растет благодаря переживаниям, направленным к Богу, набираясь сил всякий раз, когда в нас происходит возвышенное движение; и наконец, путем усвоения этих глубоких и высших движений формируется развитая психическая индивидуальность - то, что мы обычно называем психическим существом. Именно психическое существо служит истинной, хотя часто и скрытой причиной обращения человека к духовной жизни, всячески способствует этому. Именно поэтому, практикуя йогу, мы должны стремиться к тому, чтобы выдвинуть психическое существо на передний план.

Слово "душа", как и слово "психическое", не имеет четко определенного значения и употребляется в различных смыслах. В обычной разговорной речи очень часто не делается ясного различия между разумом и душой, а порой происходит даже более серьезное смешение понятий, когда витальное существо желания - ложная душа или желание-душа - подразумевается под словами "душа" и "психическое". Психическое существо - это нечто совершенно отличное от разума или витального, но оно стоит за тем и другим и встречается с ними в сердце. Там его место, точнее, не в самом сердце, а за ним. То, что люди обычно называют сердцем, является местом сосредоточения эмоций, а человеческие эмоции - это ментально-витальные импульсы, как правило, не психические по своей природе. Эта по большей части скрытая мощь, стоящая за разумом и жизненной силой и отличная от них, и есть истинная душа, психические существо. Однако мощь психического может воздействовать на разум, витальное и тело, очищая мышление, восприятие и эмоции (которые тогда становятся психическим чувством), а также ощущения, действия и все остальное, подготавливая их к тому, чтобы стать божественными движениями.

В индийской традиции психическому существу может соответствовать Пуруша сердца или Чайтья Пуруша; но в этом случае имеется в виду внутреннее или скрытое сердце, хридайе гухайям (hrdaye guhayam), а не внешний витально-эмоциональный центр*.

* Читта и психическая часть - это совсем не одно и то же. Читта - термин из совершенно другой категории, определяющей место и взаимодействие основных функциональных частей внешнего сознания; и для их изучения нам не требуется выходить за пределы поверхностной или внешней природы.

Шри Ауробиндо
"Категория" означает здесь другой класс психологических факторов, tattva vibhaga. И если психическое принадлежит к одному классу, охватывающему как внутреннюю, так и внешнюю природу - сверхразум, разум, жизнь, психическое, физическое, - то Читта, согласно обычной индийской классификации, принадлежит к совершенно иному классу или категории, охватывающей психологию внешнего существа - буддхи, манас, читта, прана и т.д.

Обычно психическими называют все без исключения внутренние и необычные психологические переживания. Я использую слово "психическое" для обозначения души, чтобы отличить ее от разума и витального. И тогда психическими следует назвать все движения и переживания души, возникающие из психического существа или непосредственно затрагивающие его; там же, где преобладает разум и витальность, переживания следует назвать психологическими (поверхностными или оккультными).

Шри Ауробиндо
Слово "душа" имеет различные значения в зависимости от контекста; оно может означать Пурушу, поддерживающего формирование Пракрити, которое мы называем бытием, хотя правильнее называть его становлением; и в то же время оно может означать особую психическую суть эволюционирующего существа, например человека; оно может означать Божественную искру, помещенную в Материю при спуске Божественного в материальный мир, искру, поддерживающую здесь все эволюционирующие формы. Нет и не может быть психического существа у не-эволюционирующих созданий, например у Асура; его не может быть и у бога, не нуждающегося в нем для своего существования. Но у бога есть Пуруша и Пракрити или Энергия природы этого Пуруши. Если какое-либо существо хочет эволюционировать, то оно должно спуститься на землю, воплотиться в человеческом теле и принять участие в эволюции. Но витальные существа пытаются завладеть человеком лишь для того, чтобы насладиться материальностью физической жизни, не неся бремени эволюции или процесса превращения, которым она завершается.

Шри Ауробиндо

В: Чем же именно является душа или психическое существо? И что подразумевается под эволюцией психического существа? Какова его связь с Всевышним?

Душа и психическое существо это не совсем одно и то же, хотя сущность у них одна.

Душа - это божественная искра в центре каждого существа; она идентична Божественному Началу; это божественное в человеке.

Психическое существо постепенно формируется вокруг этого божественною центра, души, в ходе бесчисленных жизней земной эволюции, пока не приходит время, когда психическое существо, полностью сформированное и полностью разбуженное, становится сознательной оболочкой души, вокруг которой оно сформировалось.

Достигнув такой степени отождествления с Божественным, психическое существо становится Его совершенным инструментом в мире.

Мать
В: Представляют ли собой психическое существо человека и душа (как божественная искра, присущая всем созданиям) одно целое или же они сосуществуют?

Душа - это извечная сущность в центре психического существа. Душа, в действительности, подобна божественной искре, помещенной во множество состояний бытия все возрастающей плотности, вплоть до наиболее материальных; она внутри тела, в солнечном сплетении*.

Эти состояния бытия принимают форму и развиваются, прогрессируют, становятся индивидуализированными, совершенствуются в ходе многих земных жизней и формируют психическое существо. Когда психическое существо полностью сформировалось, оно начинает сознательно воспринимать душу и проявлять ее в совершенстве.

*"Солнечным сплетением" Мать называет сердечную (не пупочную) область; это ясно из утверждений, которые от делает в других местах, как, например, из следующего: "Обычно именно в сердце, за солнечным сплетением, можно обнаружить светлое присутствие" (Collected Works of the Mother, vol. 16, p. 410). Смотри также ответ на вопрос: "Психическое находится в сердце?".
Мать
В: Душа и психическое существо - это одно и то же или нет?

Все зависит от того, какой смысл вы придаете этим словам. В большинстве религий и, наверное, в большинстве философских систем "душой" называют витальное существо, ибо говорят "душа покидает тело", тогда как именно витальное существо оставляет тело. Говорят о "спасении души", об "испорченных душах", "очищении души"... но все это применимо к витальному существу, ибо психическое существо не нуждается в том, чтобы его спасали! Оно не разделяет ошибок внешней личности и свободно от всех реакций.

Мать
Следует различать сущность души и психическое существо. Душа - искра Божественного - есть во всем и каждом, ничто не могло бы существовать без нее. Но вполне можно иметь витальное и физическое существо без явно выраженного психического существа. Поэтому нельзя утверждать, что дикарь лишен души или где-то ее нет.

Внутреннее существо состоит из внутреннего ментального, внутреннего витального и внутреннего физического - но это не психическое существо. Психическое - это сокровенное существо, в корне отличающееся от них. Зачастую словом "психическое" пользуются, чтобы обозначить то, что отличается от внешнего разума, жизни и тела и лежит глубже них, а также для обозначения всего оккультного или супрафизического, но это вносит путаницу, поэтому такое употребление совершенно не годится в йоге. В разговорной речи мы можем иногда использовать слово "психическое" в неточном общеупотребительном смысле, или в поэзии, не связанной интеллектуальной точностью, мы можем говорить о душе как о чем-то обычном и более внешнем, или имея в виду истинное психическое.

Психическое существо затмевается поверхностными движениями и выражает себя, насколько это возможно, через внешние инструменты, которыми управляют не столько внутренние влияния психического, сколько внешние силы. Но это не означает, что внешние инструменты полностью отделены от души. Душа находится в теле точно так же, как разум или витальное - но тело, ею занимаемое, это не столько грубая физическая структура, сколько тонкое тело. Когда спадает грубая оболочка тела, витальная и ментальная оболочки все еще остаются проводниками души до тех пор, пока также не растворятся.

Душа растения или животного вполне пробуждена, только средства ее выражения не так развиты, как у человека. В животном и растении есть многое из того, что является психическим. В форме растения развивается только витально-физическое, поэтому психическое не может выразить себя; животное имеет витальный разум и менее сковано в выражении, но его сознание и внутренний опыт ограничены, так что психическое существо обладает менее развитым сознанием и опытом по сравнению с тем, который есть или возможен у человека. Тем не менее животные имеют душу и могут с готовностью откликаться на психическое в человеке.

Конечно же, привидение - это не душа. Это либо человек, явившийся в витальном теле, либо часть его витальности, захваченная некоторой витальной силой или сущностью. Витальная часть обычно живет еще какое-то время после смерти тела, а затем уходит на витальный план, где и остается до тех пор, пока не растворится витальная оболочка. После этого психическое переходит в ментальную оболочку, если она развита, и проходит вместе с ней в ментальный мир и, наконец, психическое покидает свою ментальную оболочку и вдет к месту отдыха. Если ментальное сильно развито, то ментальная часть может сохраниться; это также относится и к витальному, при условии, что обе эти части организованы и объединены истинно психическим существом - тогда они могут разделить бессмертие психического. В противном случае психическое, вобрав в себя опыт разума и жизни, вступают в состояние вечного покоя.

Шри Ауробиндо
По своей сути "истинное я" едино с Божественным или, по крайней мере, оно - часть Божественного и обладает всеми божественными возможностями. Но проявляется оно в двух аспектах, как Пуруша и как Пракрити, как сознательное существо и как Природа. В Природе Божественное скрыто, и индивидуальное существо подчинено Природе, которая действует здесь как низшая Пракрити, сила Неведения, Авидья. Пуруша сам по себе божествен, но, будучи воплощенным в неведении Природы, он выступает как индивидуальное несовершенное существо, которому присущи все несовершенства Природы. Таким образом, душа или психическая сущность, являющаяся Пурушей, входящая в эволюцию и поддерживающая ее, несет в себе все божественные возможности; но индивидуальное психическое существо, которое Пуруша выдвигает в качестве своего представителя, принимает на себя несовершенство Природы и эволюционирует в ней до тех пор, пока не раскроет свою полную психическую сущность и не объединится с "Высшим Я", индивидуальной эволюционирующей проекцией которого и является душа. И для того, чтобы полностью понять опыт йоги, необходимо осознать и принять эту основополагающую двойственность, характерную не только для "Высшего Я" и психического, но и ментального, витального и физического Пуруши.

Бытие везде едино, но на каждом уровне Природы оно представляется некой формой, соответствующей этому уровню: ментальным Пурушей - на ментальном плане, витальным Пурушей - на витальном, физическим Пурушей - на физическом. Тайтирия Упанишада говорит о двух других планах бытия, плане Знания или Истины и плане Ананды, на каждом из которых есть свой Пуруша. Но эти планы сверхсознательны по отношению к человеческому разуму, и их природа еще не сформировалась здесь, хотя даже сейчас они могут влиять на землю.

Шри Ауробиндо


Атман, Дживатман и Психическое

Необходимо ясно понять различие между эволюционирующей душой (психическим существом) и чистым Атманом, "истинным я" или духом. Чистое "истинное я" не рождено, не проходит через смерть или рождение, не зависит от рождения или тела, разума, жизни или любых проявлений Природы. Оно не ограничено ими, не подвержено их влиянию, даже когда принимает и поддерживает их. Душа же, напротив, нисходит в рождение и проходит через смерть - хотя сама не умирает, ибо она бессмертна - проходит разные состояния, от земного уровня к другим мирам и вновь возвращается к земной жизни. Этот процесс продолжается из жизни в жизнь, пока душа не подойдет к тому, чтобы воплотиться в человеческой форме; в ходе этого процесса и развивается существо, которое мы называем психическим и которое поддерживает эволюцию и развивает физическое, витальное, ментальное человеческое сознание в качестве инструментов накопления опыта и скрытого, пока несовершенного, но совершенствующегося самовыражения. Все это душа проделывает как бы из-за вуали, проявляя свое "божественное я" лишь настолько, насколько позволяет несовершенство инструментальной части. Но приходит время, когда она готова выйти из-за вуали, принять бразды правления и обратить всю инструментальную природу к божественному исполнению. С этого момента начинается истинно духовная жизнь. Душа становится способной подготовить себя к более высокой, чем у ментального человека, эволюции проявленного сознания - она может перейти от ментального к духовному, и по ступеням духовного приблизиться к супраментальному состоянию. Но до тех пор у нее нет причины выходить из цикла рождения и смерти, и она не может это сделать. Достигнув духовного состояния, она может пожелать оставить земные воплощения и действительно может сделать это; но возможно и более высокое проявление - в Знании, а не в Неведении.

Шри Ауробиндо
Термин "центральное существо" в нашей йоге обычно применяется к той части Божественного в нас, которая поддерживает все остальное и не подвержена смерти и рождению. Центральное существо имеет две формы: Дживатман над головой, наше истинное существо, которое мы начинаем осознавать с приходом высшего знания, и психическое существо, стоящее за разумом, телом и жизнью. Дживатман находится выше проявленной жизни и контролирует ее; психическое существо стоит за проявленной жизнью и поддерживает ее.

Психическому существу естественно чувствовать себя Ребенком, Сыном Бога, Бхактой; оно - часть Божественного, единосущное ему, но в динамике проявления всегда существует различие даже при полной идентичности. Дживатман, напротив, пребывает в сути и может отождествиться с Божественным; но и он, когда руководит динамикой проявления, все же осознает себя лишь одним из центров множественного Божества, не Парамешварой. Об этом различии нужно помнить; так как в противном случае, даже из-за самого незначительного витального эгоизма, можно возомнить себя Аватаром или потерять внутреннее равновесие, подобно Хридайе в отношении Рамакришны.

Шри Ауробиндо

Дух есть Атман, Брахман, Божественная Суть.

Когда Единое Божественное проявляет присущие ему многообразие и множественность, "самосущее Я" или Атман становится в этом проявлении центральным существом, которое берет руководство над эволюцией воплощенных личностей и земных жизней, оставаясь при этом вечной частью Божественного, предшествующей земному проявлению - пара пракритир дживабхута (para prakrtir jivabhuta).

В низшем проявлении, опара пракрита (apara prakrti), эта вечная часть божественного выступает в виде души, искры Божественного Огня, поддерживающей индивидуальную эволюцию, ментальное, витальное и физическое существо. Психическое существо - это искра, вырастающая в Пламя, эволюционирующая с ростом сознания. Психическое существо поэтому эволюционно, в отличие от Дживатмана, который вне эволюции.

Но человек не осознает "истинное я" или Дживатмана, он знает только свое эго или осознает ментальное существо, контролирующее жизнь и тело. Однако человеку доступно более глубокое осознание - осознание своей души или психического существа как истинного центра, Пуруши сердца; психическое - это центральное существо эволюции, оно происходит из Дживатмана, вечной части Божественного, и представляет его. В полном сознании Дживатман и психическое существо едины.

Шри Ауробиндо

Душа, представитель центрального существа, это искра Божественного, поддерживающая все индивидуальное существование в Природе; психическое существо - это сознательная форма души, растущая в процессе эволюции - в постоянно продолжающемся процессе, в ходе которого сначала в Материи развивается жизнь, затем разум - в жизни, пока наконец разум не сможет развиться в высочайший разум, а высочайший разум - в супраментальную Истину. Душа поддерживает природу, проходящую эти ступени развития, но сама остается независимой от них.

Низшая Природа, опара пракрита, является внешней объективной и поверхностной субъективной видимой Природой, представленной в ментальных, витальных и физических телах. Высшая Природа, пара пракрита (para prakrti), скрытая низшей, это природа Божественного - высшее Сознание-Сила, проявляющее многогранность Божественного как Множество. Само это Множество состоит из "вечных я" Всевышнего в его высшей Природе, пара пракрита. В этом мире они проявляются как Дживатмы, поддерживающие эволюцию природных форм, сарва-бхутани (sarva-bhutani), в динамике Становления - в жизни Кшара (подвижного или динамичного) Пуруши. Джива (или Дживатман) и индивидуальные создания, сарва-бхутани, это не одно и то же. На самом деле Дживатмы остаются выше творения, даже если связаны с ним; природные формы, сарва-бхутани, это творения Природы. Человек, птица, зверь, рептилия - природные формы, но "индивидуальное Я" з каждой из них ни на миг не превращается собственно в человека, птицу, зверя или рептилию; в эволюции "индивидуальное Я" остается все тем же духовным существом, соглашающимся на игру Пракрита. То, что изначально и навсегда вечно в Божественном - это Бытие, а то, что посредством Божественного Могущества развивается в сознании, условиях, силах, формах и т.д., - это Становление.

Вечное Бытие в его высочайшей природе, Пара Пракрита, является одновременно Одним и Многим; но вечная Множественность Божественного, когда она стоит за творениями природы, сарва-бхутани, появляется в качестве Дживы (или, как мы говорим, становится Дживой), пара практир дживабхута. Психическому, с другой стороны присущи два аспекта, психическое существо или душа (позади проявленной формы), и индивидуальная форма, принимаемая этой душой в ходе эволюции Природы.

Душа или "психея" неизменна только в том смысле, что содержит в себе все возможности Божественного, но она должна проявить их и для этого она принимает форму развивающейся психической индивидуальности, вовлеченной в проявление индивидуальной Пракрита и участвующей в эволюции. Эта искра Божественного Огня, скрытая за разумом, жизнью и телом, посредством психического существа растет до тех пор, пока не становится способной трансформировать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Поэтому эволюционирующее психическое существо не всегда тождественно тому, что несет в себе душа или психическая суть; так как в этой проекции духа раскрывается во времени и индивидуализируется вечное и потенциально трансцендентное по сути.

Центральное существо это существо, которое возвышается над последовательными земными воплощениями, но само не рождается, ибо оно не спускается в человека, а находится над ним. Оно объединяет в одно целое ментальное, витальное и физическое существо и все различные части личности, и управляет жизнью либо с помощью ментального существа, мышления и воли, либо через психическое - в зависимости от того, что преобладает в природе человека. Если центральное существо не осуществляет свой контроль, то тогда сознание оказывается в большом беспорядке, и каждая часть личности действует сама по себе, и потому нет согласованности в мыслях, чувствах или действиях.

Психическое находится не сверху, а непосредственно за сердцем; его сила не в знании, а в сущностном или духовном чувстве - оно обладает очень ясным ощущением Истины и способностью непосредственного восприятия ее, что вытекает из свойств и природы самой души. Это наше глубочайшее существо, и оно поддерживает все остальные: ментальное, витальное, физическое, хотя и плотно закрыто ими и может оказывать на них лишь некоторое влияние, не будучи в силах воспользоваться своим законным правом действовать непосредственно. Такое действие становится обычным и преобладающим только при достаточно высоком уровне развития человека или в йоге. Интуитивное предчувствие некоторых вещей или предупреждение об определенных последствиях приходят не из психического; это связано с некоторой частью внутреннего существа, иногда внутреннего ментального, иногда - внутреннего витального, а возможно, и внутренним или тонко-физическим Пурушей. Внутреннему существу - внутреннему разуму, внутреннему витальному, тонко-физическому - известно многое из того, что неведомо ни внешнему разуму, ни внешнему витальному, ни внешнему физическому, ибо внутреннее существо более непосредственно соприкасается с тайными силами Природы. Психическое - это "самое внутреннее" существо; восприятие истины, внутренне присущей глубочайшей субстанции сознания, ощущение блага, истины, прекрасного, Божественного - его привилегия.

Центральное существо - Дживатман, не рождающийся, не эволюционирующий, а возвышающийся над индивидуальным рождением и эволюцией - выдвигает вперед своих представителей на каждом плане сознания. На ментальном плане это истинное ментальное существо, маномайя пуруша (manomaya purusa) на витальном - истинное витальное существо, пранамайя пуруша (pranamaya purusa), на физическом - истинное физическое существо, аннамайя пуруша (annamaya purusa). Поэтому каждое существо, пока оно пребывает в Неведении, сосредоточено вокруг своего ментального, витального или физического Пуруши, в соответствии с планом, на котором оно преимущественно живет, и именно этот Пуруша становится для него центральным существом. Но истинный представитель все время скрыт за разумом, витальным и физическим - это психическое, наше сокровенное существо.

С приходом сокровенного знания мы начинаем осознавать психическое существо внутри нас, и тогда оно выступает вперед и возглавляет садхану. Мы также начинаем осознавать Дживатмана, "неделимое Я" или Дух над проявлением, чьим представителем здесь является психическое.

Шри Ауробиндо
Дживатман, искра-душа и психическое существо суть три различные формы одной и той же реальности, и их не следует путать, поскольку это замутняет чистоту внутреннего опыта.

Дживатман или дух, как его обычно называют, это то, что существует само по себе над проявленным или инструментальным существом. Он выше рождения и смерти, остается тем же "индивидуальным Я" или Атманом. Это вечное истинное существо индивидуального.

Душа - это искра Божественного, которая не возвышается над проявленным существом, а сходит вниз в проявление для поддержания эволюции в материальном мире. Поначалу это неразделенная мощь Божественного Сознания, содержащая все возможности, которые еще не обрели формы, но должны ее обрести в ходе эволюции. Эта искра присутствует во всех живущих существах, от примитивных до высших.

Психическое существо формируется душой в ходе эволюции. Оно поддерживает разум, витальность, тело, растет за счет получаемого ими опыта, несет природу от жизни к жизни. Делает это психическое существо или чайтья пуруша (caitya purusa). Поначалу оно скрыто разумом, витальным и телом, но по мере своего роста обретает способность выходить на передний план и руководить разумом, жизнью и телом. В обычном человеке психическое зависит от своих внешних инструментов по части самовыражения и не способно завладеть ими и свободно их использовать. Его жизнь - животная, либо человеческая, не божественная. Когда путем садханы психическое существо приобретает способность свободно использовать свои инструменты, тогда импульс к Божественному обретает полноту, и становится возможным не просто освобождение разума, витального и тела, но их преображение.

"Я" Атмана не зависит от рождения и смерти и выше них, тогда как осознание Дживатмана и его единства с высшим или вселенским "Я" приносит чувство освобождения, необходимое для высшей духовной реализации: но для трансформации жизни и природы совершенно необходимо пробуждение психического существа и его господство над природой.

Психическое существо постигает свое тождество с истинным существом, Дживатманом, но не превращается в него.

Банду (bindu) над головой может служить символическим видением Дживатмана, части Божественного; и для раскрытия высшего сознания было бы естественным стремление сосредоточиться в этом месте, так что существо смогло бы пребывать там, а не в Неведении. Дживатман уже составляет одно целое с Божественным, но необходимо, чтобы остальная часть сознания постигла это.

Психическое существо устремлено к тому, чтобы открыть к Божественному всю низшую природу, разум, витальность, тело, к осознанию любви и единства с Божественным, его присутствия и силы в сердце, на трансформацию разума, жизни и тела посредством нисхождения высшего сознания в это инструментальное существо и в природу.

Оба стремления существенны и совершенно необходимы для полноты этой йоги. Когда психическое вдохновляет на это разум, витальность и тело, тогда в них также появляется то, что ощущается как устремленность снизу. Стремление ввысь - это стремление к Дживатману, к высшему сознанию, осознание Единства в низшем существе. Поэтому оба стремления помогают друг другу. Поиски низшего существа поначалу неизбежно фрагментарны и над ними довлеет власть обычного сознания. Но в процессе садханы они должны обрести ясность, постоянство, силу и стойкость.

Шри Ауробиндо


Психоментальное, психовитальное, психофизическое

В разуме, в витальности и в теле всегда есть какие-то части, которые находятся или могут находиться под влиянием психического; их можно назвать психоментальное, психовитальное, психофизическое. В зависимости от уровня развития той или иной личности эти части могут быть меньше или больше, слабее или сильнее, могут оставаться скрытыми и пассивными, либо проявленными и активными. Когда такая часть задействована, движения разума, витальности или физического сознания принимают мотивы или цели психического, разделяют его природу или преследуют его цели, но сохраняют при этом свои особенности, присущие разуму, витальности или физическому. Психовитальное ищет Божественного, но для него характерна потребность в самоотдаче, желании, витальном рвении. У психического нет такой потребности, ибо чистая самоотдача, устремленность, сила психического огня естественны для него. Психовитальное подвержено боли и страданию, которых нет у психического.

Шри Ауробиндо

Говоря о душе, люди подразумевают различные вещи. Иногда имеется в виду то, что я назвал в Арье* душой желания - то есть витальное со всей его смесью стремлений, желаний, неистовой жажды как хорошего, так и плохого, с его эмоциями, тонкими и грубыми, чувственными побуждениями, переплетенными с ментальными представлениями и психическими усилиями. Иногда душой называют также разум и витальность, находящиеся под воздействием психического. Психическое существо, пока оно скрыто, вынуждено выражать себя через разум и витальность, и поэтому его стремления смешиваются с витальным и ментальным веществом и окрашиваются им, И тогда скрытое психическое побуждение может выражаться в разуме в виде настойчивого желания знать Божественное, что европейцы называют интеллектуальной любовью к Богу. В витальном оно может выражаться как жажда или страстное желание Божественного и порождает тем самым многие страдания из-за природы витальности, ее неуемных страстей желаний, рвения, беспокойных эмоций, ее туманности, депрессивности, отчаяний. Тем не менее невозможно достичь Божественного, по крайней мере сразу, только чисто психическим путем - ментальные и витальные подходы оказываются зачастую необходимым первым шагом, который с духовкой точки зрения предпочтительнее нечувствительности. Во всяком случае это всегда зов души, побуждение души - реакция же разума или витальности придает ему различную форму или окраску.

*Ежемесячный философский журнал (1914-1921), в котором впервые увидели свет все основные работы Шри Ауробиндо - прим. перев.

Шри Ауробиндо
В: Милая Мать, Шри Ауробиндо сказал: "Если глубочайшая душа разбужена, если произошло новое рождение в психическое сознание из сознания ментального, витального и физического, тогда можно делать эту Йогу..." Почему он сказал "глубочайшая душа"? Разве есть еще поверхностная душа?
Он сказал так, потому что глубочайшая душа, то есть центральное психическое существо, влияет на поверхностные части сознания (поверхностные по отношению к нему: ментальные части, витальные части). Светлейший разум, высочайшее витальное, эмоциональное существо могут оказаться под таким сильным воздействием души, что возникает впечатление контакта с душой. Поэтому люди принимают эти части за душу, и вот почему он сказал "глубочайшая душа", то есть центральная душа, настоящая душа.

Ибо очень часто, когда касаешься определенных участков разума, находящихся под воздействием психического и наполненных полных светом и радостью, или когда соприкасаешься с очень чистыми и очень высокими частями эмоционального существа, которым свойственны наиболее благородные, наиболее бескорыстные эмоции, также возникает впечатление контакта с душой. Но это не истинная душа, не сама суть души. Это части, ей созвучные и проявляющие то, что ей свойственно. Очень часто люди вступают в контакт с такими просветленными частями, дающими им вдохновение, величайшую радость, откровение, и им кажется, что они нашли свою душу. Но это только какая-то часть, испытавшая влияние души - та или иная часть, ибо... Вот что происходит: вы прикасаетесь к этим вещам, получаете ряд переживаний, а затем все как бы затягивается пеленой, и вы недоумеваете: "Как же так, ведь я коснулся души, а теперь снова впал в состояние неведения и несознания!" Но так происходит именно потому, что на самом деле контакта с душой не было, а было лишь соприкосновение с теми частями существа, которые находятся под влиянием души и проявляют некоторые ее черты.

Я уже не раз говорила, что когда сознательно вступаешь в контакт с душой и соединяешься с ней, то это единение ухе не может быть разрушено, это нечто вечное, неизменное, устойчивое при всех обстоятельствах, и его всегда можно вызвать по желанию; тогда как в других случаях можно иметь очень тонкие переживания, которые проходят, оставляя в недоумении: "Как это случилось? Я видел свою душу, а теперь больше не могу ее найти!" Но это была не душа. Можно видеть очень красивые вещи, иметь очень яркие переживания, но это еще не будет встречи с самим психическим существом.

Встреча с психическим существом совершенно определенна, и поэтому на вопрос: "Встретился ли я с психическим существом?" - я всегда отвечаю: "Сам ваш вопрос доказывает, что нет!"


Двойная душа

Душа или психический принцип, точно так же, как любой космический принцип в нас, двойствен. Ибо мы имеем два вида разума, один - это поверхностный разум развивающегося в ходе эволюции эго, поверхностная ментальность, сформированная в процессе нашего преодоления Материи, другой -это сублиминальный* разум, который не стеснен нашей текущей ментальной жизнью и ее прямыми ограничениями, это нечто большее, более мощное и светлое, истинное ментальное существо, скрытое за той поверхностной формой ментальной личности, которую мы по ошибке отождествляем с собой. Точно так же у нас есть две жизни, одна - внешняя, вплетенная в физическое тело, ограниченная своей прошлой эволюцией в Материи, то, что рождается, живет и умирает, и другая - скрытая сублиминальная сила жизни, которая не зажата в узкие рамки физического рождения и смерти, а остается нашим истинным витальным существом, стоящим за живой формой, которую мы по неведению принимаем как настоящее существование. Даже в материи, из которой мы состоим, есть эта двойственность; ибо за нашим телом стоит более тонкое материальное существование, которое обеспечивает субстанцией не только физическую, но и витальную и ментальную оболочки и потому является субстанцией, поддерживающей внешнюю физическую форму, которую мы по ошибке считаем единственным телом нашего духа. Психический принцип также двойствен: с одной стороны, мы имеем поверхностную душу желания, которая проявляется в витальных стремлениях, эмоциях, эстетическом даре и в ментальном поиске силы, знания и счастья, и, с другой стороны, мы имеем сублиминальную психическую сущность, чистую силу света, любви, радости, истинную сущность, которая и есть наша настоящая душа, скрытая за внешней формой психического существования, которую мы часто так и называем. И когда отблеск этой великой и чистейшей психической сущности выходит на поверхность, мы говорим, что у этого человека есть душа, а когда его нет во внешней психической жизни человека, мы говорим, что он лишен души.

*Сублиминальное это сознание, охватывающее бытие, превосходящее наше поверхностное сознание, а собственно подсознательное это приниженное, уменьшенное сознание, близкое к Несознанию. Оба они принадлежат внутренней области нашего существа, неведомой нашему поверхностному сознанию, поэтому оба эти сознания смешиваются в разговорной речи. - Life Divine, B.1, part. 1, chp.23, p.223 - прим. перев.

Внешние формы нашего существа принадлежат ограниченному эгоистическому существованию; сублиминальные же формы принадлежат нашей истинной индивидуальности. Поэтому сублиминальные формы - суть скрытая - часть нашего существа, через которую мы сообщаемся с универсальными планами сознания. Наш сублиминальный разум открыт к универсальному знанию космического Разума, сублиминальная жизнь находится в постоянном контакте с универсальной силой космической Жизни, сублиминальное (тонкое) физическое открыто силе созидания космической Материи; и толстые стены, отделяющие от всего этого наш поверхностный разум, жизнь, тело, которые Природа вынуждена преодолевать, полагаясь главным образом на многочисленные изощренные и вместе с тем беспомощные физические средства, здесь, в сублиминальном, оказываются всего лишь разреженной средой, служащей одновременно и для разделения и для взаимодействия. Так же и наша сублиминальная душа открыта вселенскому блаженству, в котором- пребывает космическая душа в которым она наслаждается как сама по себе, так и в жизни мириадов душ, представляющих ее и выражающих ее в движениях разума, жизни и материи, посредством которых Природа участвует в их игре и развитии; но поверхностная душа отделена от этого космического блаженства толстыми эгоистическими стенами, в которых есть врата, пропускающие божественное космическое Блаженство, но и сильно искажающие его, вплоть до кажущегося превращения в свою противоположность.

Шри Ауробиндо
Душа и жизнь - две совершенно различные силы. Душа - это искра Божественного Духа, которая поддерживает индивидуальную природу; разум, жизнь, тело - это инструменты проявления природы. У большинства людей душа скрыта действием внешней природы; эти люди принимают за душу витальное существо, постольку именно витальное оживляет тело и движет им. Но это витальное существо составлено из желаний и импульсов, хороших и плохих; это душа желания, а не истинная душа. Только когда истинная душа (психическое) выступает вперед и начинает постепенно овладевать инструментальной природой, человек начинает преодолевать витальное желание и расти к божественной природе.

Шри Ауробиндо
Если в знании наиболее широко и полно проявляется мощь сознания и его задача состоит в том, чтобы вести к свободе и озарению,то именно любовь с ее глубиной и интенсивностью является ключом к самым потаенным глубинам Божественной Тайны. Человек, будучи ментальным существом, склонен приписывать чрезмерное значение разуму, рассудку к воле, своему человеческому способу приближения к Истине и ее исполнению, зачастую преувеличивая роль интеллекта в ущерб иным подходам. С точки зрения интеллекта, сердце с его эмоциями и непредсказуемыми движениями является непонятной, неопределенной и зачастую опасный и обманчивой силой, которую необходимо держать под контролем рассудка и ментальной воли. И тем не менее в сердце или за ним есть более глубоко скрытый мистический свет, который хотя и не является тем, что мы называем интуицией (интуиция нисходит к нам через разум, хотя и не принадлежит ему), но все же находится в непосредственном соприкосновении с Истиной и ближе к Божественному, чем человеческий интеллект, гордящийся своим знанием. Согласно древним учениям, имманентное Божественное, скрытый Пуруша, находится в мистическом сердце - в тайниках сердца, хридайе гухайям, как говорят Упанишады. Опыт многих Йогинов показывает, что именно из глубин мистического сердца приходит голос или дыхание внутреннего оракула.

Эта неоднозначность, это противоречие между глубиной и слепотой порождается двойственным характером эмоционального существа человека. Ибо на поверхности находится сердце витальных эмоций, сходных с эмоциями животных, только, быть может", чуть более разнообразных. Такие эмоции подчиняются эгоистическим страстям, слепым инстинктивным привязанностям и всей игре жизненных импульсов с их несовершенством, искажениями, зачастую с извращениями - сердце окружено и отдано во власть вожделений, желаний, ярости, неистовых требований и претензий, ничтожной жадности убогой и тусклой приземленной жизненной силы, униженной рабской покорностью любому импульсу. Эта смесь эмоционального сердца и чувственной вечно голодной витальности создает в человеке ложную душу желаний; и именно на этот грубый и опасный элемент совершенно правильно обрушивается рассудок, стремясь держать его под контролем, хотя настоящий контроль, или скорее принуждение, всегда оказывается шатким и обманчивым. Но истинная душа человека не здесь; она незримо пребывает в истинно невидимом сердце, в тайной сияющей обители природы. Она там, куда проникает божественный Свет, она - тихое сокровенное существо, которое мало кто осознает. Душа есть у всех, но только единицы осознают свою истинную душу или чувствуют ее прямое и непосредственное влияние. Она - маленькая искра Божественного, которая поддерживает темную массу нашей природы; и вокруг этой искорки внутри нас растет психическое существо, сформировавшаяся душа или настоящий Человек. По мере роста психического существа и по мере того, как движения сердца все более отражают прорицания и импульсы психического, человек начинает все более и более осознавать свою душу, перестает быть высокоорганизованным животным и, разбуженный проблеском божества внутри, начинает внимать его указаниям на более глубокую жизнь и сознание, начинает все более стремиться к божественным вещам. Один из решающих моментов интегральной Йоги наступает именно тогда, когда психическое существо, освобожденное, выдвинутое вперед из-за вуали, сможет изливать весь поток своей божественности, предвидений и побуждений, воздействующих на разум, жизнь и тело человека и подготавливающих его к божественной жизни в земной природе.

Шри Ауробиндо
Природа психического существа

Подобно тому, как цветок подсолнуха всегда повернут к солнцу, так же и психическое существо всегда обращено к Божественной Истине; оно принимает и придерживается всего того, что божественно или стремится к божественному и отстраняется от того, что искажает или отрицает божественное - от всего ложного и небожественного. Душа вначале - только искра и лишь позднее вырастает в маленькое пламя божества, светящее в кромешной тьме; она по большей части скрыта во внутреннем храме существа, и для своего раскрытия должна взывать к разуму, жизненной силе и физическому сознанию, убеждая их в том, чтобы они стремились, насколько могут, быть ее выразителями; душа занята в основном тем, что наполняет их внешнее сознание внутренним светом и облагораживает своей чистотой их темные грубые движения. Даже когда психическое существо уже сформировалось и способно выражать себя в жизни непосредственно, это все еще, за редким исключением, очень незначительная часть существа - "не более мизинца", как говорили древние пророки - и ему не всегда под силу господствовать над темнотой и невежественной ограниченностью физического сознания, над ложной самоуверенностью разума' или самонадеянностью и горячностью витальной природы. Душа вынуждена принимать человеческую ментальную, эмоциональную, чувственную жизнь такой, как она есть, с ее связями, деятельностью, с ее любимыми образами и формами; ей приходится трудиться и бороться, чтобы освободить божественный элемент и увеличить его роль в этой смеси относительной истины и постоянных искажений, в любви, идущей на поводу у животного тела или зависящей от удовлетворения витального эго, в жизни среднего человека, лишь изредка озаряемой слабыми проблесками Божественности и подверженной темным атакам демонического и животного. Владея безошибочной волей, душа вынуждена под давлением своих инструментов подчиняться неверным действиям, ложным чувствам, неправильному выбору круга общения, допускать неточность выражения своей воли и ошибаться в выборе условий выражения высокого внутреннего идеала. И все же внутри существует божественное озарение, которое служит более надежным проводником, чем рассудок или возвышенное желание, и сквозь череду видимых ошибок и ложных шагов его голос может вести гораздо лучше, чем острый интеллект и ментальное суждение. Голос души не следует путать с тем, что мы называем совестью, которая является только его ментальным и часто ошибающимся заместителем. Голос души - это более глубокий и очень редко слышимый зов; и мудрее следовать этому зову: даже лучше блуждать, услышав зов души, чем действовать целенаправленно, следуя рассудку и внешней морали. Но лишь когда жизнь обращается к Божественному, душа может выступить, вперед и утвердить свою власть над инструментами; ибо целью и смыслом существования Божественной искры является ее разрастание в пламя, устремленное к Богу.

Шри Ауробиндо
Истинная душа тайно присутствует в нас - сублиминально, подсознательно мы говорили, но это слово не совсем точно выражает смысл, поскольку ее присутствие не ниже пробужденного разума; точнее говоря, она пылает в храме сокровенного сердца за толстым слоем невежественного разума, жизни и тела, не подсознательно, а за оболочкой - эта скрытая психическая сущность, неугасимое пламя Божества, которое невозможно потушить никаким мраком несознания, затемняющим нашу внешнюю природу. Это пламя, рожденное из Божественного, несет свет в Неведение и обитает в нем, набирая силу, до тех пор, пока не сможет обратить его к Знанию. Это скрытый Свидетель и Властелин, потаенный Проводник, Даймон Сократа, внутренний свет или внутренний голос мистика. Оно выдерживает испытание временем и сохраняется в нас от жизни к жизни, неподвластное смерти и разложению - неугасимая искра Божественного. В отличие от "нерожденного Я" или Атмана, всегда сознающего свою универсальность и трансцендентность, душа является его представителем в формах Природы, индивидуальной душой, чайтья пуруша, поддерживающей разум, жизнь и тело, стоящей за нашим ментальным, витальным и тонко-физическим существом, наблюдающей за их деятельностью и использующей их опыт для своего развития. Составляющие человека ментальная, витальная и физическая оболочки также скрыты от нас в своей истинной сущности, но выдвигают своих временных представителей, которые образуют нашу внешнюю индивидуальность; именно их совокупное поверхностное действие мы обычно считаем собой. Точно так же эта глубочайшая сущность, принимая в нас форму психической Индивидуальности, выдвигает вперед психическую личность, которая изменяется, растет и развивается от жизни к жизни; ибо психическая Индивидуальность идет тропою рождения и смерти, возрождаясь вновь и вновь; а наши природные части служат ей только поддержкой и временным одеянием. Поначалу психическое существо может оказывать только скрытое, частичное и косвенное действие через разум, жизнь и тело, поскольку именно эти части Природы должны быть развиты в качестве его инструментов самовыражения, и психическое существо тем самым надолго ограничено их эволюцией. Являясь путеводной звездой человека, ведущей его от Неведения к свету Божественного Сознания, психическое извлекает из всего опыта, полученного в Неведении, саму его суть и образует ядро растущей души; весь остальной опыт используется в качестве материала для будущего роста инструментов, и так происходит до тех пор, пока они не станут чистыми орудиями Божественного. Именно эта тайная психическая сущность является нашей истинной первозданной Совестью, более глубокой, чем условная общепринятая совесть моралистов, и именно она всегда указывает на Истину, Справедливость и Прекрасное, на Любовь и Гармонию, то есть на те наши божественные возможности, которые могут и должны стать главной потребностью нашей природы. Именно психическая индивидуальность раскрывается перед нами в облике святого, мудреца и провидца; достигнув своей полной силы, она обращает человека к знанию "Я" и Божественного, к верховной Истине, высочайшему Благу, высочайшей Красоте, Любви и Блаженству, к божественным высотам и просторам, и открывает нас касанию духовного, универсального и единого. Напротив, если психическое слабо развито и примитивно, то человеку недостает утонченности или она плохо выражена и лишена силы, хотя разум может быть сильным и блестящим, сердце витальных эмоций - крепким, сильным и властным, жизненная сила - преобладающей и успешной, телесное существование - богатым, удачливым, и кажущимся господином и победителем. Тогда в нем господствует внешняя душа желаний, псевдопсихическая сущность, и мы ошибочно принимаем ее неправильные толкования психических предложений и стремлений, ее идеи и идеалы, ее желания и страсти за истинную психическую суть и ценности духовного опыта*.

*Слово "психическое" в обычной разговорной речи чаще всего обозначает душу желаний, а не истинное психическое. Еще более вольно им пользуются при описании психологических и других явлений необычного или сверхнормального характера, которые на самом деле связаны с внутренним ментальным, внутренним витальным, тонким физическим существом, нашей сублиминальной частью, не имеющими прямого отношения к психическому. Даже такие явления, как материализация и дематериализация, называют "психическими", хотя очевидно, что они производятся не действием души и не могут пролить свет на природу или существование психической сущности, а относятся скорее к оккультной сфере тонкой физической энергии, вмешивающейся в действия уровня грубо материальных тел, переводя их на собственный тонкий уровень и возвращая обратно на уровень грубой материи. Если тайная психическая Индивидуальность сможет выступить вперед и, заместив душу желаний, управлять открыто и- полноценно, а не частична из-за вуали внешней природы разума, жизни и тела, тогда эти внешние части могут быть отлиты в образы правды, справедливости и красоты, присущие душе, и вся человеческая природа обратится к настоящей цели жизни, высшей победе, возвысится до духовного бытия.

Шри Ауробиндо

В: Милая Мать, Шри Ауробиндо говорит что голос обычной совести - это не голос души. Что же тогда это?

Голос обычной совести - это этический голос, моральный голос, разграничивающий добро и зло, побуждающий нас творить добро и запрещающий сеять зло. Этот голос очень полезен в повседневной жизни до тех пор, пока мы не начнем осознавать свое психическое существо, которому можно полностью доверить руководство, то есть пока не сможем подняться выше уровня обычного человека, пока не освободимся полностью от эгоизма и не станем сознательным инструментом Божественной Воли. Сама же душа, будучи частью Божественного, выше всех моральных этических представлений; она погружена -в Божественный Свет и излучает его, но по-настоящему она может управлять целостным существом только тогда, когда растворено эго.

Мать
На определенном этапе Йоги, когда разум достаточно спокоен и больше не поддерживает себя на каждом шагу разумными доводами, когда витальное стало ровным и смягченным и более не настаивает на своей поспешней воле, требованиях и желаниях, когда физическое достаточно изменилось и более не скрывает внутреннее пламя внешними темными проявлениями и инерцией, тогда сокровенное существо, скрытое внутри и ощущавшееся только в редкие моменты, может выйти вперед, озарить все своим светом и взять на себя руководство Садханой. Ему свойственно быть всегда обращенным к Божественному или Высочайшему и оставаться при этом пластичным в действии и движении; оно лишено жесткой ограниченности и однобокости интеллекта, навязчивой приверженности к какой-то одной идее или к импульсу упрямой витальной силы, всегда с удивительной гибкостью и уверенностью указывает путь к Истине, автоматически отличает верный шаг от ложного, выявляет божественное или направленное к Боту движение из примитивной смеси небожественного. Подобно лучу прожектора, оно высвечивает все, что должно быть изменено в природе и несет в себе пламя воли, устремленной к совершенству, к алхимической трансмутации всего внутреннего и внешнего существования. Оно видит божественную суть везде, отвергая любую маску и рисовку. Оно настаивает на Истине, на воле, силе и господстве, на Радости, Любви и Красоте, но на Истине неизменного Знания, Истине, превосходящей простую практическую сиюминутную истину Неведения, на внутренней радости, а не на простом витальном удовольствии - ибо оно скорее предпочтет очищающее страдание и печаль унизительному удовлетворению - на любви, парящей в вышине, а не распинаемой эгоистическими страстями, не ввергнутой в пучину чувственности, оно настаивает на прекрасном, восставливающем таинство выражения Вечного, настаивает на том, чтобы сила, воля и мастерство служили не эго, а Духу. Его воля направлена к обожествлению жизни, выражению через нее высокой Истины, ее посвящению Божественному и Вечному.

Шри Ауробиндо
В: У всех ли людей психическое существо чистое само по себе или же его надо очищать?

Оно всегда чистое. Кроме того, оно более или менее индивидуализировано и независимо в своем действии. Все, что относится к психическому, всегда чисто, уже по определению, так как именно эта часть постоянно находится в контакте с Божественным и выражает истину нашего существа. Психическое может быть как искрой во тьме, так и самим существом света и сознания, полностью сформированным и независимым; между этими двумя состояниями возможны самые разные промежуточные варианты.

В: Обычно психическое скрыто?

У внешнего сознания нет с ним связи, так как оно обращено вовне, а не внутрь. Внешнее сознание живет посреди всех внешних шумов и движений и ограничивается лишь тем, что видит, делает, говорит; оно не всматривается в глубины существа и не внемлет внутренним внушениям души.

Мать

Не к самой сути психического существа, а к его действию примешивается неспособность ментального, витального и физического тел, поскольку оно вынуждено использовать их для того, чтобы выразить то немногое из истинного психического чувства, что проходит сквозь их оболочку. И только устремленность сердца к Божественному позволяет психическому существу преодолеть эту преграду.

Шри Ауробиндо
Душа всегда чиста, но ее знание и сила находятся в скрытом состоянии и выходят только по мере развития и роста психического существа.

Шри Ауробиндо

В: Милая Мать, влияют ли на психическое существо низменное сознание и злые дела? Может ли деградировать психическое существо?

Низменное сознание и злонамеренность могут лишь способствовать изоляции внешнего существа от психического, которое будет все более и более отступать в глубины высшего сознания и иногда может даже вообще прервать все связи с телом. И тогда телом завладевают асурические и ракшасические существа.

Само психическое существо не может деградировать.
Мать
Психическое и духовное

В: Есть ли разница между "духовным" и "психическим" ? Это различные уровни?

Да, психическое относится к индивидуальному проявлению; психическое - это ваше божественное, вовлеченное в динамику игры. Но когда мы говорим о духовном, то имеем в виду скорее то, что связано непосредственно с Божественным, а не с внешним проявлением. Духовный уровень - это некая статичность позади внешней игры, то, что выше нее; он поддерживает инструменты природы, но сам не принимает участия во внешнем проявлении.

Но, говоря об этих вещах, следует быть осторожным, чтобы не оказаться в плену у слов. Когда я говорю о психическом или духовном, то касаюсь вещей, лежащих гораздо глубже поверхностной условности; и эти вещи сокровенно связаны друг с другом даже в своем различии. Интеллектуальные определения и разграничения всегда слишком поверхностны и схематичны для того, чтобы передать истинный смысл вещей.

Мать

В: Чем отличаются "духовное" и "психическое"?

Это не одно и то же. Психическое это существо, организованное божественным Присутствием, и оно принадлежит земле - я говорю не о вселенной, а только о земле; только на земле вы найдете психическое существо. Остальная часть вселенной сформирована иначе.

Вселенная содержит в себе все уровни, превосходящие физический: существует всеобщий физический, охватывающий ментальный, витальный и т.д. Все планы над ментальным являются областями духовного порядка - для нас это области духа, и именно этот "дух" мало-помалу, постепенно материализуясь, достигает Материи. Например, обитатели Высочайшего разума, как и других высших областей, не имеют психического существа - у "ангелов" нет психического. Только на земле появляется психическая жизнь, и именно таким путем Божественное пробудило материальную жизнь к необходимости воссоединения со своим божественным началом. Без психического Материя никогда бы не пробудилась из несознания, она никогда бы не устремилась к духовной жизни, к своему первоисточнику. Поэтому наличие психического существа в человеке - это проявление духовного стремления; но есть и собственно духовная жизнь, независимая от психической.

Мать
Психическое имеет два аспекта: существует собственно принцип души, содержащий все возможности души, и есть психическая индивидуальность, представляющая те силы души, что развились в ходе земных воплощений, или те, которые требуются в теперешней жизни Психическое существо обычно выражает себя через свои ментальные, витальные и физические инструменты и стремится оказывать на них наибольшее влияние. Но ему редко удается подчинить их целиком - только если оно само полностью выходит из своего скрытого убежища и не берет в свои руки все управление природой. Тогда оно может воспринимать и выражать весь духовный опыт по-своему. Ибо характер психического отличается от характера планов, расположенных над головой, - он не такой величественный и мощный, не такой широкий, не такой сладостный, лишенный пышного великолепия, но ему свойственны красота чувств, чарующая нежность истинной чуткости и сокровенный язык. Выражение "сладостность и свет" как нельзя лучше передает сущность природы психического. Духовный план, вбирая эти вещи, придает им более широкое выражение, большее великолепие света, более сильную сладостность, наделяет дыханием могучей отваги, силы и пространства.

Шри Ауробиндо


Эмоция и любовь - витальное и психическое


В: Всегда ли эмоция порождается витальным?

Это зависит от эмоции, а также от того, что вы называете эмоцией. Например, бывает такое состояние, когда вы ощущаете себя в присутствии очень легкого, очень ясного и отчетливого психического движения. Это случается довольно часто - эмоция столь сильна, что на глаза навертываются слезы. Вы не опечалены, вы не обрадованы, вовсе нет; я это никак не связано с каким-то конкретным чувством, но эмоциональная интенсивность исходит непосредственно из психического. Такое состояние может возникнуть и внутри, но чаще всего передается от кого-то другого. Когда вы соприкасаетесь с действием, движением, проявлением психического, тогда глаза внезапно наполняются слезами. Если вы это называете эмоцией... то, конечно, это эмоция. Но обычно причина этому одна: физическому существу свойственно не очень сознательное, но достаточно сильное стремление пробудиться к психической жизни. Теряя связь с психическим существом, оно чувствует себя обделенным, заброшенным и покинутым. Но ни одно физическое существо из миллиона не осознает этого. Хотя ощущение потерянности, подвешенности, беззащитности, неприкаянности, утраты неизвестно чего, чего-то такого, чего вам определенно недостает - все это приходит к нам гораздо чаще, чем кажется, и люди обычно не понимают, что же это такое. Но затем, когда по той или иной причине физическое сознание внезапно соприкасается с ярко выраженным психическим явлением, с психическими силами, вибрациями, тогда чувство оказывается настолько сильным, что тело выдерживает его обычно с большим трудом. Подобно радости, которая столь велика, что переполняет вас, и вы не можете ее удержать, охранить в себе. Вот так. Внезапно вас озаряет, не очень сознательно, не очень отчетливо... вот оно, вот то, что мне нужно. И это так мощно и сильно, что у вас возникает чувство, в котором столько всего, что вам даже трудно сказать, что же это. Эти эмоции не витальной природы.

Витальные эмоции и чувства имеют совсем другую природу - они очень ясные, очень определенные, их можно очень четко выразить; они неистовы и обычно наполняют вас интенсивной неугомонностью и доставляют иногда большое удовлетворение. А затем с той же силой врывается противоположная эмоция. Поэтому многие люди думают - мы уже не раз говорили об этом, - что испытывают любовь. Только в подобных случаях, когда любовь витальна, когда ей сопутствуют движения витального, со всей напористостью, неистовостью, конкретностью, романтическим ореолом и блеском. И когда этого нет, люди говорят: "О это не любовь".

Именно так и разрушается любовь: это уже не любовь, это начало страсти. И люди здесь почти всегда ошибаются.

Некоторые люди полны очень чистой, возвышенной, самоотверженной психической любви, и все же они ничего о ней не знают и считают, что они холодны, сухи и обделены любовью, поскольку отсутствует примесь витальных вибраций. Для них любовь начинается и кончается витальными переживаниями.

И поскольку витальная любовь - вещь чрезвычайно неустойчивая, со свойственными ей движениями, реакциями и порывистостью, как в моменты депрессий, так и удовольствий, то этим людям кажется чем-то призрачным: любовь в их жизни длится только минуты. Любовь может длится несколько часов, а затем все вновь становится монотонным и обыденным, и эти люди думают, что любовь покинула их.

Как я говорила, некоторые люди выше этого, они способны не допускать того, чтобы любовь смешивалась с чем-то еще; они несут в себе эту психическую любовь, полную самоотверженности, самоотдачи, сострадания, благородства и величия, и эта любовь - величайшая мощь отождествления. Поэтому многие из этих людей считают, что они холодны или безразличны - они неплохие люди, но они не любят - а иногда даже и сами не подозревают об этом. Я знала людей, которым казалось, что они не любили, поскольку у них не было этой витальной вибрации. Обычно, когда люди говорят о эмоциях, то имеют в виду витальные эмоции. Но есть и другой тип эмоций, несравненно более высокого порядка, эти эмоции не выражаются подобным образом и гораздо более интенсивны, но эта интенсивность - под контролем, заключена, сжата, сконцентрирована и по сути является экстраординарной динамической мощью.

Истинная любовь способна творить чудеса, но случается это редко. Любое чудо можно совершить из любви -но не по отношение к каждому, а только к тому, кого любишь. Но эта любовь должна быть свободна от какой-либо витальной примеси, должна быть абсолютно чистой ж самоотверженной и не требовать или ждать чего-то взамен.






Рейтинг SunHome.ru